Международные стандарты ISO — Системы менеджмента качества

Вводная литература по ISO 9001-2001

Стандарт ISO по системам менеджмента качества (pdf): Systems_Of_Management_Quality_ISO_9001-2001_rus
iso9001-2000
Системы менеджмента качества — основы и словарь (pdf): ISO9000-2000-Systems_of_management_quality_bases_and_dictionary

TickIT

TickIT — это схема сертификации систем качества для программного обеспечения, предложенная группой ведущих фирм и некоммерческих организаций Великобритании, работающих в области информатики. Контроль и спонсирование схемы осуществляется DTI. TickIT базируется на стандарте ISO 9001:1994. Таким образом, предметом TickIT является менеджмент предприятий, разрабатывающих программное обеспечение.
SEI SW-CMM
ISO 9000:2000 и 9001:2000

Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должна иметь:

  • политику, в которой сформулированы ее цели и задачи, а также принципы их достижения;
    соответствующую политикесистему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
  • нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов;
  • эффективный механизм реализации требований, регламентированных документами нормативной основы;
  • Персонал организации должен обладать знаниями политики, нормативной основы, механизма реализации ее требований, а также умениями применять эти знания на практике. Требования, обусловленные политикой и нормативной основой системы, должны уважаться и соблюдаться.

Интегрированная система менеджмента содержит в себе следующие стандарты:
ISO 9000: Система менеджмента качества (Постоянное улучшение и удовлетворение требований потребителей)
ISO 14000: Система экологического менеджмента (Сокращение негативного воздействия на окружающую среду, утилизация отходов, брака)
OHSAS 18000: Система менеджмента производственной безопасности и здоровья (Устранение и снижение опасности и рисков на производстве)

Менеджмент качества в IT-компаниях. Внедрение ISO 9001:2000

2. Основные положения ISO 9000

  • Причины приведения систем качества компаний к требованию стандартов ISO серии 9000
  • Географическое распространение ISO в мире
  • Базовые понятия TQM
  • Система стандартов для IT индустрии (Roadmap)
  • ISO, TQM, CMM, TickIT. Кратко преимущества и недостатки каждой модели
  • Стоимость, продолжительность и получаемые результаты. Статистические данные по отрасли
  • Эффективность инвестиций в ISO
  • Термины, определения и структура стандартов ISO серии 9000
  • Структура стандартов ISO серии 9000 редакции 94 года
  • Структура стандартов ISO серии 9000 редакции 2000 года

3. Термины и определение используемые в стандартах ISO

  • Понятие процесса
  • Основные составляющие процессного подхода
  • Требования к глубине и нотациям описания процессов

4. Требования модели ISO 9001:2000

  • Содержание модели ISO 9001:2000
  • Обзор вспомогательных разделов стандарта ISO 9001:2000
  • Обзор требований раздела 4 ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества»
  • Обзор требований раздела 5 ISO 9001:2000 «Ответственность руководства»
  • Обзор требований раздела 6 ISO 9001:2000 «Управление ресурсами»
  • Обзор требований раздела 7 ISO 9001:2000 «Производство продукции»
  • Обзор требований раздела 8 ISO 9001:2000 «Улучшение»

5. С чего начать. Практические рекомендации

  • Взаимосвязь ISO и CMM
  • Rational Unified Process и ISO
  • Почему лучше начать с ISO?
  • Документация Системы качества
  • Здравый смысл, уровень документирования и квалификация персонала — нужный уровень баланса
  • Документы и процессы. Как их создавать, как внедрять
  • Представление примерных разделов корпоративного стандарта, описывающего процессы в компании
  • Организация работы по внедрению системы качества. Основные этапы работ

6. Оценка системы качества компании и резюме

  • Оценка системы на соответствие модели ISO 9001
    • Понятия: аудит, аккредитация, сертификация. Типы аудитов
    • Структура органов по сертификации. Область аккредитации органов по сертификации ISO 9000
    • Этапы проведения сертификации. Аудиты на адекватность и аудиты на соответствие
  • Принципы проведения аудитов качества
    • Резюме. Распространенные мифы ISO
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x