Терминология по бюджетированию и отчетам

Основной бюджет — это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Основной (общий) бюджет состоит из трех финансовых документов:
1. Прогноз отчета прибылей и убытков
2. Прогноз отчета о движении денежных средств
3. Прогноз балансового отчета

Процесс бюджетирования состоит из:
— Подготовки операционного бюджета
— Подготовки финансового бюджета

Операционный бюджет состоит из:
— Бюджета продаж
— Бюджета производства
— Бюджета производственных запасов
— Бюджета прямых затрат на материалы
— Бюджета производственных накладных расходов
— Бюджета прямых затрат на оплату труда
— Бюджета коммерческих расходов
— Бюджета управленческих расходов
— Отчета о прибылях и убытках

Финансовый бюджет состоит из
— Инвестиционного бюджета
— Кассового бюджета
— Балансового бюджета

Операционный бюджет — это прогноз финансовых потребностей для будущей экономической деятельности организации, включая планируемые продажи, производство, движение ликвидности и т. д. Операционный бюджет обычно рассчитан на определенный период, как правило, на год, и представляет собой план торговой деятельности на это время.
Бюджет продаж является основным для составления всех остальных бюджетов компании. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. Очень часто бюджет продаж формируется на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции.
Бюджет производства является основой для планирования производственной деятельности. Базируется на данных бюджета продаж. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Он представляет собой план объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требованиям сбыта.
Бюджет производственных запасов заключается в определении необходимых прямых затрат на сырье и материалы для обеспечения производства запасов готовой продукции и запланированных объемов незавершенного производства.
Бюджет прямых затрат на материалы показывает на какую сумму требуется закупить сырья и материалов. Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а так же от предлагаемого уровня запасов
Бюджет производственных накладных расходов — это количественное выражение планов относительно всех затрат предприятия, не связанных непосредственно с операционной деятельностью (то есть, кроме прямых затрат на материалы и заработную плату). Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется общим числом в зависимости от реальных потребностей производства. Для определения переменной части накладных расходов использован подход, основанный на величине норматива переменных затрат по отношению к базовому показателю распределения переменных затрат. Под нормативом понимают величину затрат на значение базового показателя. Для оценки величины затрат используются различные базовые показатели.
Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:
— он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
— в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.
Бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы. Бюджет коммерческих расходов — это финансовый план ( смета с распределением затрат по периодам времени), охватывающий все виды деятельности фирмы и / или его структурного подразделения по продвижению изделий и услуг на определенный период времени, в котором определены возможные доходы ( объемы продаж), лимиты вероятных расходов по продвижению продукта ( тов), порядок осуществления расчетов с поставщиками рекламных и маркетинговых услуг, выделяемых денежных средств по операциям.
Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.
К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).
Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Инвестиционный бюджет — неотъемлемая часть сводного бюджета. В нём отражаются все притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия.
Кассовый бюджет – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.
Балансовый бюджет (balance sheet budget). Финансовый бюджет, определяющий плановые суммы активов и пассивов на конец рассматриваемого периода.

Отчет о движении денежных средств — показывает поступление и использование денежных средств в разрезе деятельности предприятия. Показывает, использует ли предприятие больше денежных средств, чем оно зарабатывает.
Отчет о продажах — указывает, как продается каждый вид продукции. Может также указывать относительную важность каждого клиента для предприятия.
Отчет о произведенной продукции — анализирует производство каждого вида продукции и сравнивает его с планом производства.
Отчет о закупках — подытоживает текущее состояние закупок и указывает, как производятся закупки — за деньги или по бартеру.
Отчет о запасах сырья и готовой продукции — показывает уровень запасов сырья и готовой продукции, их пригодность и их минимально допустимый уровень, основанный на продажах и производственных потребностях.
Отчет о дебиторской задолженности — показывает, какие суммы должны компании ее клиенты. Отчет может указывать, когда ожидается платеж, и если платеж просрочен, то на сколько времени.
Отчет о кредиторской задолженности — Показывает, какие суммы предприятие должно своим поставщикам и когда должны производиться платежи.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x