Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Финансовое планирование в банке

Основная терминология

Административно-хозяйственные расходы (АХР) – совокупность неоперационных расходов, направленных на обеспечение хозяйственной деятельности.
Бизнес-план – документ, включающий в себя Финансовый план и плановые задания по объемным и финансовым показателям по отдельным продуктам и услугам, территориальным подразделениям и каналам продаж
Бизнес-стратегия Банка – программа достижения целей Банка, определяющая локальные и общие перспективы его развития. Разработка Бизнес-стратегии Банка предполагает анализ сильных и слабых сторон Банка, анализ возможностей рынка, определение целевого сегмента рынка, анализ конкурентов, изучение взаимоотношений с клиентами и партнерами, определение направления совершенствования старой и разработки новой продуктовой линейки. Бизнес-стратегия является основой для разработки комплекса мероприятий в области маркетинговых коммуникаций. Бизнес – стратегия Банка утверждается Наблюдательным советом Банка.

Бюджет АХР – плановый бюджет административно-хозяйственных расходов на очередной финансовый год. Включает в себя Бюджет развития.
Бюджет развития – плановый бюджет расходов на реализацию Проектов развития.
Канал продаж – место и способ продажи продукта клиенту. В качестве канала продаж могут выступать территориальные подразделения, точки мобильных агентов, центр клиентского обслуживания, прямые рассылки предложений клиентам, корпоративные продажи, кредитные брокеры, компании-партнеры и т.д. Территориальные подразделения Банка образуют сетевые каналы продаж. К несетевым каналам продаж относятся Центр клиентского обслуживания, Интернет, точки продаж мобильных агентов, кредитные брокеры и корпоративные продажи, компании-партнеры, почтовая рассылка.
Код затрат – набор цифровых символов, который используется для классификации статей бюджета по видам расходов, каждый вид которых имеет кодовое обозначение для дальнейшего применения автоматической обработки данных.
Обеспечивающие подразделения — Подразделения Головного Офиса, отвечающие за обеспечение деятельности Банка по определенным направлениям (информационные технологии, безопасность, общехозяйственная деятельность и.т.п.), формирующие и сопровождающее бюджет централизованно-планируемых расходов на основании заявок подразделений и плана осуществления закупок/заключения сервисных договоров.
Общебанковские расходы – расходы Банка, осуществляемые для обеспечения централизованной деятельности и развития (расходы подразделений ГО), которые не могут быть прямо отнесены на структурные подразделения (например: расходы на приобретение процессингового центра, серверных станций, расходы на содержание аппарата управления).
Операционные расходы — комиссионные расходы и расходы на оплату услуг контрагентов, непосредственно связанные с осуществлением банковской деятельности и проведением банковских операций, не отражаемые в Бюджете АХР.
Поколение кредита — кредиты, выданные за один календарный месяц.
Потери по ссудам — Под потерями понимается сумма кредитов, имеющих просроченную задолженность по основному долгу или процентам свыше 90 дней.
Продукт – функционально упорядоченный набор услуг и вспомогательных действий с заранее определенными параметрами, целью и результатом реализации которого является получение дохода или привлечение финансовых ресурсов.
Проект развития — отдельный проект, обеспечивающий развитие банковских технологий, технологий управления, инфраструктуры или других стратегически важных направлений развития Банка.
Прямые расходы – расходы Банка, которые могут быть прямо отнесены на структурное подразделение, в интересах которого они производятся (например: оплата арендной платы, приобретение служебного автомобиля, заработная плата сотрудников структурного подразделения, оплата за охрану помещения, оплата коммунальных расходов и.т.д.)
Ресурсный план — документ, включающий в себя данные о фактической и планируемой штатной численности в разрезе подразделений Банка
Специализированные расходы – расходы, которые планируются структурными подразделениями Головного офиса и связаны с осуществлением их текущей деятельности.
Технический финансовый результат – сумма операционных доходов, уменьшенная на сумму операционных расходов, сумму расходов по фондированию, величину потерь по кредитным рискам. При расчете технического финансового результата не учитывается величина АХР.
Трансфертная ставка – процентная ставка, по которой осуществляется условная покупка/продажа ресурсов между подразделениями Банка. Применяется для расчета стоимости денежных ресурсов, размещаемых подразделениями Банка при проведении операций кредитования, операций на рынке ценных бумаг и прочих операций, требующих отвлечения денежных средств, а также для начисления условного дохода по заемным ресурсам подразделений, осуществляющих привлечение денежных средств у физических и юридических лиц. Утверждается Комитетом по управлению активами и пассивами.
Финансовый год – период, совпадающий с календарным годом и начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря.
Финансовый план – совокупность основных плановых форм: баланс, отчет о прибылях и убытках, Бюджет АХР на очередной финансовый год.
Целевые показатели – показатели деятельности Банка, которые определяются как целевые для Банка на определенный период (такие, как: объемы продаж банковских продуктов, кредитных портфелей, остатков на счетах привлеченных средств, полученных комиссионных доходов, показатели эффективности (рентабельность активов (ROA), рентабельность капитала (ROE), окупаемости АХР (CIR), и др.)).
Центры прибыли — Бизнес-подразделения, отвечающие за технический финансовый результат по группе продуктов/отдельным продуктам.
Центры доходов – Региональная сеть и несетевые каналы продаж, отвечающие за продажи продуктов и/или финансовый результат соответственно в разрезе территориальных подразделений и несетевых каналов продаж
Центры затрат – обеспечивающие подразделения ГО, формирующие и сопровождающие бюджет централизованно-планируемых расходов, а также централизованные подразделения Банка
Централизованные подразделения – подразделения ГО Банка, не отвечающие за продажу продуктов и за формирование бюджета централизованно-планируемых расходов.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) – любой участник процесса финансового планирования Центр прибыли, Центр доходов, Центр затрат.
Централизованно-планируемые расходы – расходы, которые планируются ОП по направлениям своей деятельности, в соответствии с данными Ресурсного плана и на основании утвержденных нормативов, как в интересах всего Банка, так и в интересах самостоятельных структурных подразделений.

Основные виды планирования и их характеристика

Стратегическое планирование — Предполагает определение миссии банка, его целей и задач, приоритетов и программ перспективного развития на долгосрочных горизонтах планирования
Текущее планирование (оперативное) — Представляющее собой регулярный (ежеквартальный и ежемесячный) мониторинг выполнения бизнес-плана и формирование прогнозов его выполнения, а также уточненных и адаптированных к текущей ситуации планов действий
Оперативное планирование — Решает задачи подготовки и согласования текущих решений о проведении конкретных операций банка с целью достижения целевого уровня рентабельности и эффективности, поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности и обеспечения соблюдения системы стратегических и текущих ограничений (лимитов) банка
Бизнес-планирование — Определяет конкретные пути решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, а также структурные ограничения деятельности банка, которые позволят ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска. Бизнес-план уточняет стратегию на более коротких интервалах планирования (обычно 1— 3 года) и имеет среднесрочный характер. Его задача — ежегодно адаптировать стратегию к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования банка
Процессное планирование — Определяет задачи и план действий в области формирования, развития и оптимизации бизнес-процессов банка, в частности: плановые задания по продажам банковских продуктов в объемных/денежных и количественных показателях, кредитным портфелям и портфелям привлеченных средств, комиссионным доходам и др.
Финансовое планирование (бюджетирование) — Нацелено на согласование всех планов развития с ресурсным потенциалом банка и формирование сбалансированной системы показателей результативности. Его плановый горизонт и широта охвата зависят от того, каков характер обосновываемого плана действий и для какого элемента финансовой структуры он разрабатывается
Сметное планирование — Затрагивает вопросы определения объемов накладных расходов банка и необходимых затрат капитала на обеспечение и развитие текущей деятельности, а также новые программы или проекты кредитной организации. Оно является составной частью процесса бюджетирования
Маркетинговое планирование — Нацелено на разработку и развитие банковских продуктов, а также связанного с ними комплекса маркетинга (стратегии ценообразования, стратегии доставки и коммуникационной стратегии)
Ресурсное планирование — Призвано обеспечить подбор персонала необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка, а также мотивировать его на достижение стратегических целей. Как правило, включает: ресурсный план самостоятельного структурного подразделения (ССП), расчет потребности в организации рабочих мест для работников ССП, ресурсный план действующей сети и планируемые форматы филиалы, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы банка

Система планирования в банке представляет собой теснейшую логическую и информационную взаимосвязь всех видов планирования и соответствующих процедур, являющихся элементами единого планового процесса.
Все виды планирования тесно взаимосвязаны между собой: они либо являются отдельными этапами процесса разработки стратегии банка, либо нацелены на детализацию стратегии в ходе текущего управления деятельностью кредитной организации.
Все виды планирования (основные виды планирования и их характеристика можно отнести к одной из двух основных связанных друг с другом подсистем:
· стратегического (перспективного) планирования, обеспечивающего подготовку стратегических и бизнес-планов;
· тактического (оперативного, текущего) планирования.

Согласование тактических (оперативных) и стратегических (перспективных) планов банка осуществляется за счет анализа и санкционирования всех видов текущих операций на предмет их соответствия установленным в процессе перспективного планирования целевым ограничениям:
· целевым показателям, определяющим маркетинговые цели кредитной организации;
· целевым показателям, определяющим для отдельных видов операций требуемый уровень их прибыльности;
· целевым показателям, определяющим допустимый уровень принимаемых банком рисков.

Участники процесса финансового планирования (бюджетирования) и их основные функции

Совет директоров (наблюдательный совет)
Общее видение развития банка, стратегические ориентиры деятельности банка, планируемая норма прибыли на вложенный капитал
Председатель Правления (Президент) банка
Утверждение годового (квартального) финансового плана банка и бюджетов ЦФО, а также корректировок к ним.
Утверждение приоритетных направлений развития, позиционирования банка на рынке, прогноза движения капитала, а также внутренних нормативов, в том числе и по неоперационным затратам, прогноз макроэкономических показателей.
Решение спорных ситуаций.
Утверждение отчета об исполнении финансового плана.
Утверждение внутрибанковских нормативных документов, регламентирующих процесс бюджетирования в банке.
Бюджетный комитет
Одобрение приоритетных направлений развития, позиционирования банка на рынке, разработка прогноза движения капитала.
Рассмотрение состава и ставок внутренних нормативов, в том числе и по неоперационным затратам, и прогноза макроэкономических показателей.
Принятие годового (квартального) финансового плана банка и бюджетов ЦФО.
Подразделение стратегического развития банка
Стратегический план развития банка (до 5 лет).
Подразделения банка ЦФО
Разработка плановых бюджетов, квартальные корректировки, ежемесячные прогнозы, представление данных для формирования финансового плана по банку и отчета об исполнении
Структурное подразделение банка, обеспечивающее организацию процесса финансового планирования и бюджетирования
Агрегирование данных ЦФО в финансовый план банка, увязка бюджетов подразделений (ЦФО) между собой, распределение аллокационных расходов на основании утвержденных баз распределения.
Разработка предложений по корректировке финансового плана банка и бюджетов ЦФО.
Формирование исполнения бюджетов с учетом внесистемных корректировок, в том числе трансфертных доходов/расходов, аллокационных расходов и т.д.
Контроль исполнения утвержденных бюджетов.
Разработка внутренних нормативов, в том числе и по неоперационным затратам, и прогноз макроэкономических показателей.
Комитет по управлению активами и пассивами (или Кредитный комитет)
Утверждение трансфертных ставок. Принятие решений по операциям «внутреннего банка».

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование (составление бюджета развития) является центральным процессом разработки комплексной хозяйственной политики банка. Именно на базе бюджета развития планируются текущие мероприятия по управлению ликвидностью, разработке тарифов по процентам для различных видов кредитов и пр. Стратегическое планирование производится на основе анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния банка за прошедший краткосрочный бюджетный период. Таким образом, по окончании каждого квартала (или месяца) бюджет развития банка корректируется по итогам исполнения очередного текущего (краткосрочного) бюджета.

Алгоритм процесса стратегического планирования деятельности коммерческого банка состоит из пяти стадий:
· подготовительная стадия (сбор ретроспективной и текущей бюджетной информации);
· анализ эффективности и рисков по отдельным видам активных и пассивных операций;
· разработка мер по улучшению эффективности и снижению рисков по отдельным аспектам деятельности банка;
· выработка комплексной стратегии развития на основе «увязки» конфронтирующих целей по отдельным аспектам хозяйственной деятельности банка;
· заключительная стадия — разработка лимитов и параметров по отдельным видам хозяйственных операций банка.

Финансовое планирование в банке в схемах

financial-planning-schema


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *